Муниципальное автономное детское образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» Образовательная программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «БУРЯТИЯ-НАШ КРАЙ РОДНОЙ» Воспитатели: Сарина О.Г. 2020 г. 1. Пояснительная записка Актуальность парциальной образовательной программы В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания детей. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона и родного города. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям малой родины. Программа обеспечивает учёт специфики образовательной деятельности – реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к истории своего родного города, любят совершать прогулки по городу, посещать краеведческий музей, драматический театр. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы родителей, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» программы «От рождения до школы» была дополнена и расширена задачами программы «Бурятия наш край родной». Программа приведена в соответствие с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и основывается на идеях примерной общеобразовательной программы «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.). Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы нашего дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В Законе «Об образовании» Республики Бурятия четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. В статье 29 «Конвенции о правах ребенка» определено что «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». Цель программы: приобщение детей к материальной и духовной культуре русского и бурятского народов. Задачи: 1. Познакомить с историей родного края; 2. Развивать нравственные основы в детях; 3. Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю, традициям, обычаям, к родному дому. В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы: Принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский). Принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, районной детской библиотекой, краеведческим музеем, музеем ДОУ и т. п. Ознакомление с родным краем стало стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата. Реализация регионального компонента осуществляется в рамках: • непосредственно-образовательной деятельности; • проектной деятельности; • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ; • организации взаимодействия с родителями воспитанников; • организации взаимодействия с социумом; • смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях; • организации праздников и досугов. Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие»: Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) Физическое развитие. Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются: - создание условий в дошкольном образовательном учреждении; - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (бурятских, русских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям; - осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ; - совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры. Социально-коммуникативное развитие. Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает: - развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих на предприятиях города, детей других национальностей народов Бурятии, родной природы, общественной жизни. - обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города. Познавательное развитие. Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются: - воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия. -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной педагогики. Речевое развитие. - ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам. Художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами бурятского, русского, музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя: -создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе; - развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике. Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: народные праздники, посиделки, посещение музея, музея ДОУ, детской библиотеки, исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и русского народа. Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной педагогики в младших группах детского сада. Блок 1. Игры. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Глубокий смысл народных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и культуре каждого народа. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. От содержательности игр зависит успех передачи культуры, быта, традиций того или иного народа. Для народных подвижных игр характерно нравственно-ценностное содержание. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы. Блок 2. Чтение художественной литературы. Приобщение к творчеству народных поэтов и писателей начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности. Рассказы и стихи обращаются одновременно к чувствам, воображению и мыслям ребёнка, помогая ему освоить нравственный опыт народа. Знакомство с художественной литературой бурятских поэтов и писателей (Ц.-Д. Дондокова, Г.Чимитов, Э.Дугаров, Д. Жалсараев и др.) воспитывает любознательность и интерес к жизни и творчеству поэтов и писателей, к истории своей «малой родины». Блок 3. Посещение музея ДОУ (Экскурсии, беседы, рассматривание альбомов). Большое значение в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании дошкольников играет музейная педагогика, функционирующая в детском саду. Это музей старины, который был оборудован совместно с родителями, разбит на две зоны: «бурятская юрта», «русская изба», где дети особенно любят играть и заниматься. Ближайшая среда – народные игрушки, предметы быта, старинная утварь, их внешний облик – всё это формирует адекватное отношение к миру вещей, труду взрослых, формирует этику общения со сверстниками и взрослыми. Особое место в жизни дошкольников занимают народные праздники, т.к. они объединяют в себе почти все элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. В детском саду праздничный круг начинается с сентября; с Нового года – по Христианскому и буддийскому календарю, открывающих календарный год; с марта – начала весны и сельскохозяйственных работ. Праздник, являясь традиционным элементом жизни людей, включает в себя народные и религиозные традиции. Взрослые и дети в условиях дошкольного учреждения празднуют Рождественские посиделки, Сагаалган (Праздник Белого месяца), Пасху, Масленицу. Блок 4. Народное творчество. В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества. В процессе деятельности (декоративная роспись, аппликация, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приёмами данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки. Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной педагогики в средней и старшей группах детского сада. Блок 1. « Уголок Бурятии – отчий дом». Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном поселке Селенгинск. Знакомство дошкольников с гербом, флагом Бурятии дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Знакомство с историей возникновения и развития города, с особенностями быта и семейного уклада предков). В музее ДОУ, опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми о работах народных мастеров, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую и бурятскую национальную одежду, обувь. Дети посещают достопримечательные места в поселке, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры на основе слайдов и фотографий. Большое значение имеет взаимодействие с социумом где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем. Дети знакомятся с названием улиц, названных в честь знаменитых земляков. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в годы Вов и Афганистане. Организуются экскурсии в краеведческий уголок ДОУ «Селенгинскмой край родной». Блок 2. «Историческое, литературное и художественное наследие». Дети узнают о том, что слова гимна Бурятии написаны нашим земляком Д.З. Жалсараевым. Блок интересен тем, что знакомит детей с археологическими памятниками бурятской земли, с литературными произведениями детских писателей и поэтов бурятской земли, воспитывает уважение к героям –соотечественникам. Блок 3. «Люблю тебя, мой край родной». В этом блоке дети знакомятся с природно экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна республики, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы. Возраст детей, на которых рассчитана программа Программа «Бурятия наш край родной» ориентирована на детей 3-7 лет. Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности. Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возраст-период активного познания мира и человеческих отношений. Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы: Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному поселку, его истории, необычным памятникам, зданиям. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины. Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. С удовольствием отражает впечатления о городе в деятельности. Стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города. 1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы Развиваемые качества ребенка Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками Проявления качеств личности в деятельности Интересуется историей родного поселка, задает вопросы взрослым. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций. Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия. Соблюдает правила во время проведения игр – путешествий, походов, экскурсий. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в решении логических задач и проблемных ситуаций. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе… Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 1.6. Формы подведения итогов Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к малой родине (родному поселку) и чувства принадлежности к ней, заполнение Карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Создание фотовыставки «Достопримечательности Селенгинска». Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Проектирование образовательной работы по программе Вторая младшая группа Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые Групповые Индивидуальные Сентябрь Игра – драматизация «Петушок и его семья» Беседа « Наша дружная семья» Сюжетно – ролевая игра «Семья» Изготовление альбома « Где мы отдыхали летом» Октябрь Чтение стихов о детском саде Творческая игра «Знакомство с трудом работников д \с» Рисование « Моя любимая игрушка» Трудовой десант « Чистота – залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории д \с) Ноябрь Беседа «Почему я люблю свой дом» Игра «Какие дома на нашей улице» Конструирование « Наша улица» Совместная прогулка с родителями по улицам поселка Декабрь Беседа об изменениях в природе Загадки о зиме Аппликация «Нарядим елочку» Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» Январь Прослушивание песен о родном городе Игра – путешествие «Мой Селенгинск» Рассматривание альбома «Памятные места Селенгинска» Экскурсия по поселку совместно с родителями Февраль Беседа « Наша Армия» Рассказ о защитниках Изготовление Отечества подарков для пап и дедушек Спортивное развлечение. Март Пение песен о маме, чтение стихов Беседа « Моя мама самая…» Изготовление подарков маме и бабушке Семейные посиделки. Апрель Дид/игра « Не поделили игрушку» Игра – беседа «Каждой вещи свое место» Сюжетно – ролевая игра «День рождения Мишутки» Консультация для родителей «Наши правила» Май Слушание песен о ВОВ Рассказ о Дне Победы Изготовление подарков ветеранам Совместная посещение с родителями к памятника погибшим в годы ВОВ. Средняя группа Формы работы Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Сентябрь Игра – драматизация Беседа « Наша Сюжетно – ролевая «Петушок и его дружная семья» игра «Семья» семья» Дид/игра «В гостях у Чтение рассказа В. Инсценировка «Ушки куклы Антоши» Драгунского «Сестра - неслушки» моя Ксения» Октябрь Чтение стихов о Творческая игра Рисование « Моя детском саде «Знакомство с любимая игрушка» Беседа «Мой трудом работников д Конструирование воспитатель», \с» «Лесенка для Игра «Что такое Матрешек» хорошо и что такое плохо?» Ноябрь Беседа «Почему я Игра «Какие дома на Конструирование люблю свой дом» нашей улице» «Наша улица» Дид \игра «Где чей Инсценировка по Сюжетно – ролевые дом?» сказке «Зимовье игры «Поликлиника», зверей» «Аптека», «Магазин» Режимные моменты Совместная деятельность с семьей Групповые Индивидуальные Изготовление альбома « Где мы отдыхали летом» Фотоколлаж «Моя семья» Трудовой десант « Чистота – залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории д \с) Вечер подвижных игр, Совместная прогулка с родителями по улицам поселка. Изготовление фотовыставки « Мой дом – моя крепость» Беседа об изменениях в природе Дид \игра «Зимушка – зима» Декабрь Загадки о зиме Аппликация Чтение стихов о зиме «Нарядим елочку» и зимних явлениях Х/Т «Шарики на елку» Январь Прослушивание Игра – путешествие Рассматривание песен о родине. «Мой поселок» альбома «Памятные Словесная игра Показ видеоролика о места Селенгинска» «Закончи фразу» поселке Конструирование «Двухэтажные дома» Февраль Беседа « Наша Рассказ о защитниках Изготовление Армия» Отечества подарков для пап и Рассматривание Игра – соревнование дедушек иллюстраций о «Сильные и ловкие» Конструирование военных профессиях военной техники Март Пение песен о маме, Беседа « Моя мама Изготовление чтение стихов самая…» подарков маме и Драматизация сказки Чтение рассказа бабушке «Волк и семеро «Бабушкины руки» Х/Т (лепка из козлят» пластилина) «Букет для мамы» Апрель Дид/игра « Не Игра – беседа Сюжетно – ролевая поделили игрушку» «Каждой вещи свое игра «День рождения Беседа «Я берегу место» Мишутки» игрушки и одежду», Подвижные игры Ситуация «Можно ли «Медведь и пчелы», свою игрушку «Заяц – месяц» приносить в детский сад?», Май Слушание песен о Рассказ о Дне Изготовление ВОВ Победы» подарков ветеранам Чтение книг на Игра – забава Игра «Сильные и военную тематику Л. «Попади в цель» ловкие» Кассиля, С. Михалкова, С. Я. Маршака Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» Выставка поделок к Новому году Экскурсия по поселку совместно с родителями. Спортивное развлечение. Семейные посиделки. Конкурс «Шляпное агенство» Консультация для родителей «Наши правила» Совместно посещение с родителями к памятника погибшим в годы ВОВ. Старшая группа Режимные моменты Формы работы Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые Дид/игра « Кто, где живет» (животные родного края) Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» Формы организации детей Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Сентябрь Рассматривание Подкармливание иллюстраций птиц на территории растений и насекомых детского сада Чтение рассказа К.Д. Экспериментальная Ушинского «Четыре деятельность желания» «Помощница вода» Групповые Индивидуальные Изготовление альбома (гербария) «Природа нашего края» Экскурсия в осенний парк Октябрь Чтение легенды о Байкале. Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города) Беседа «Чем дорог нам поселок?» Рассматривание книги «Достопримечательно сти Кабанского района» Изготовление панно из природного материала «Наш герб» Сюжетно – ролевая игра « Мы – гиды» (по слайдам) Экскурсия по памятным местам Селенгинска Проект «Достопримечательн ости поселка» Ноябрь Чтение стихотворений В. Левановского Дид/игра «Доскажи словечко» (по стихам В. Левановского) Рисование иллюстраций к стихам В. Левановского Конкурс на лучшего чтеца по стихам В. Левановского Декабрь Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Составление рассказа « Чем мне нравится это здание?» Дид/игра «Заколдованный город» Конструирование центральной площади города Аппликация обрывная « Мой дом» Создание альбома рисунков «Селенгинск - город будущего» Январь Рассматривание репродукций картин местных художников Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) Викторина « Что я знаю о своем поселке?» Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» Февраль Выставка детских рисунков «Я люблю Селенгинск» Чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова Составление рассказа «Моя мама» Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды Беседа « Наши папы лучше всех» Просмотр слайдов «Защитники Родины» Изготовление поделки «Самолет» в подарок папам и дедушкам Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Март Этюд «Назови Коллективное панно ласково» «Букет для мам» Игра – драматизация (флористика) «Найди свою маму» Рисование «Портрет мамы» Проект «Наши защитники» (сочинение о папах или дедушках + фото) Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!» Выставка детских рисунков «Мамин портрет» Конкурс «Шляпное агентство» Апрель Рассказ воспитателя о знаменитых спортсменах Бурятии. Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» Чтение рассказов о ВОВ Дид/игра «Опиши – мы угадаем» Вечер подвижных игр Май Беседа о подвигах Рисование «Этот солдат во время день Победы» Великой Высаживание цветов Отечественной войны на аллею детского Слушание песен о ВОВ сада Посещение СК вместе с родителями. Рассматривание альбома «Наши знаменитые спортсмены» Оформление альбома «Скажем «нет» войне» Экскурсия к памятнику павших в годы ВОВ. Подготовительная группа Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые Групповые Индивидуальные Сентябрь Дид/игра «Кто, где живет» (животные Рассматривание иллюстраций Подкармливание Выставка поделок из птиц на территории природного родного края) Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» Драматизация сказки «Лиса и заяц» Чтение легенды о озере Байкал. Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам поселка) Чтение стихотворений Е.А. Благининой Беседа «О чем пишут поэты?» Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Игровое задание «О чем говорят названия» Рассматривание репродукций картин местных художников Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) Дид/игра «Знатоки Селенгинска» Чтение стихотворения А. Твардовского растений и насекомых Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» детского сада материала. Экспериментальна Экскурсия в осенний я деятельность парк «Помощница вода» Октябрь Беседа «Чем дорог Изготовление нам город?» панно из Рассматривание природного книги« «Жемчужина материала «Наш Сибири-озеро герб» Байкал» Сюжетно – ролевая игра «Мы – гиды» (по слайдам) Ноябрь Чтение сказки С.Т. Рисование Аксакова иллюстраций к «Аленький цветочек» стихам А. Барто. Конкурс детских рисунков по сказке «Аленький цветочек» Декабрь Составление рассказа Конструирование «Чем мне нравится центральной это здание?» площади города Дид/игра Аппликация «Заколдованный обрывная «Мой город» дом» Дид/игра «Догадайся Изготовление по описанию» макета одной из улиц города Январь Викторина « Что я Конструирование знаю о своем центральной поселке?» площади п. Селенгинска Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» Экскурсия по памятным местам Селенгинска Проект «Достопримечательнос ти поселка» Конкурс на лучшего чтеца. Создание альбома рисунков «Селенгинск город будущего» Составление рассказа совместно с родителями «Чем мне нравится это здание?» Выставка детских рисунков «Мой любимый Селенгинск» Папка – передвижка «Любимый поселок» Февраль Беседа «Наши папы Изготовление Проект «Наши лучше всех» поделки «Самолет» защитники» Просмотр слайдов в подарок папам и (сочинение о папах или «Рассказ танкиста» Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова Составление рассказа «Моя мама» Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды Рассказ воспитателя о знаменитых людях Бурятии. Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди Бурятии) Чтение рассказов о ВОВ Слушание песен о Великой Победе «Защитники Родины» дедушкам Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Военно-спортивная игра «Будущие защитники» Март Этюд «Назови Коллективное ласково» панно «Букет для Игра – драматизация мам» (флористика) «Найди свою маму» Рисование «Портрет мамы» Апрель Дид/игра «Опиши – Вечер подвижных мы угадаем» игр Ситуация «Кем я хочу Эстафеты дружбы быть?» Общение «Кто Чтение стихотворения работает в В. Маяковского «Кем городе?» быть?» Май Беседа о подвигах Рисование «Этот солдат во время день Победы» Великой Х/Т (рисование) Отечественной войны «Этот день Слушание песен о ВОВ Победы» Высаживание цветов на аллею детского сада дедушках + фото) Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!» Выставка детских рисунков «Мамин портрет» Проект «История национальных костюмов русских и бурят » Посещение СК вместе с родителя Рассматривание альбома «Наши знаменитые спортсмены» Оформление альбома «Скажем «нет» войне» Экскурсия к памятнику погибшим в годы ВОВ. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядноиллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями. Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края. 3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы Для реализации данной программы в ДОУ созданы Программа реализуется в следующих условиях: оснащение предметно-развивающей среды уголками патриотического воспитания, фотовыставками «Права ребенка», «Байкал – Жемчужина Сибири», «Наш город – нам дорог», предметами декоративно-прикладного творчества бурятских умельцев, предметами народного быта; мини-музей «Русская изба», «Бурятская юрта» применение в образовательном процессе наглядно-демонстрационного и раздаточного материала; использование мультимедийного оборудования, интерактивной доски с подбором видеотеки о Бурятии и п. Селенгинск; разработка экскурсионных маршрутов; 3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы Перечень программ и технологий 1. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».- М.:АРКТИ, 2004. 2. Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А, Михайловой, А. Г. Гогоридзе. Спб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2011. – 528 с.). Перечень пособий 1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Издво ЦГЛ, 2005. 2.Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.: 3.Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. – Волгоград Учитель, 2011. 2. Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980 Формы образовательной деятельности детей Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Дидактические игры Продуктивная деятельность Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание произведений искусства, репродукций Создание коллекций Формы работы Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Игры Игры Ситуативные Продуктивная разговоры деятельность Продуктивная Рассматривание деятельность альбомов, книг, Проектная фотографий деятельность Совместная деятельность семьей с Групповые Индивидуальные Акции Проектная деятельность Экскурсии Прогулки Создание семейных альбомов 3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы Программа рассчитана на четыре года работы с детьми со 2-ой младшей по подготовительную группу (27 недель в год): 2 младшая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 15 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 15 минут. Общая нагрузка по программе – 405 минут. средняя группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 540 минут. старшая группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 50 минут. Общая нагрузка по программе – 1350 минут. подготовительная группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 30 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 60 минут. Общая нагрузка по программе – 1560 минут. Данные формы НОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей. Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, видео-путешествия, экскурсии, походы, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует требованиям СаНпин. Расписание непосредственно-образовательной деятельности Формы Примерный объем организации детей (в неделю) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Беседа Групп. 25 мин. Ситуативный разговор Подгр. Дид/игра Инд. Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Экскурсия Чтение художественной литературы Самостоятельная деятельность детей Во всех видах самостоятельной детской Подгр. 15 мин. деятельности Инд. Формы работы Совместная деятельность с родителями Праздники Акции Досуги Развлечения Концерты Походы Экскурсии Проекты Групп. Подгр. Инд. Совместная деятельность с детьми Беседа Ситуативный разговор Дид/игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Экскурсия Чтение художественной литературы Инд. Подгр. Групп. 3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Для реализации программы во второй младшей и средней группах (3-5 лет) создан уголок «Наш Селенгинск» где представлены: куклы в бурятских национальных костюмах; национальные костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения праздников и развлечений; альбом «Мы путешествуем по поселку Селенгинск»; художественные произведения местных авторов изделия народного промысла; для детского творчества подготовлена глина, бумага (копировальная, картон, цветная и др.). В старшей группе (5-6 лет) выделено место под уголок «Юный Селенгинец» где расположены: государственная символика (герб, флаг Бурятии); оформлены альбомы «Достопримечательности п. Селенгинск», «Моя семья»; подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративноприкладного искусства; подобраны игры народов, проживающих в данной местности; картотека дидактических игр «Где это растет?», «Где это находится?», «Осторожно дорога!» для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.); для проведения национальных праздников и развлечений подобраны национальные костюмы и атрибуты обихода; для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.); художественная литература – произведения местных авторов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет): уголок «Юный патриот», в котором находятся: государственная символика (герб, флаг и гимн Бурятии, материал для прослушивания (национальная музыка и песни); дидактические игры «Загадки природы », «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»; для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей; костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений; для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.); собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей; привлекают внимание альбомы «Моя семья», «Достопримечательности п. Селенгинск», «Древо семьи». Оформлена выставка «Улицы моего поселка» разработан совместный с родителями проект «Этих дней не смолкнет слава». V. ЛИТЕРАТУРА 1. Борцова Л.В., Неволина Н.Н. Ребенок входит в мир социальных отношений: практическое пособие. Часть 1 / Л.В.Борцова, Н.Н.Неволина, Е.Г. Молчанова и др.; под общ. ред. Л.В. Борцовой, Н.Н. Неволиной. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 120 с. 2. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», / Т.И. Гризик. -5 е изд. М.: Просвещение, 2009. -160с. 3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М: Линка-Пресс, 2009.-224 с. 5. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. 6. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2010. 7. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера, 2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»). 9. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 10. Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и в семье: методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений. /составитель и ответственный редактор Н.М. Белянкова. – Арзамас: АГПИ, 2004. -203 с. 11. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо –туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. -СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008. -128с. 13. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. -Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. - 144 с. 14. Е.А. Кашина «Народная культура для дошкольников» Программа приобщения детей к народным традициям Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2021 15. «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста»: уч. метод. пособие/ авторы: З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2021