Принято На педагогическом совете МАДОУ д\с «Рябинушка» Протокол №______ От «____» _____2023 г. Утверждено: заведующая МАДОУ д\с «Рябинушка» Коробенкова О.В. Приказ №___от «___»___2023 г. Положение о психологической службе МАДОУ д\с «Рябинушка» 2023 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии Конвенцией ООН о правах ребенка, с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции от 6 марта 2019 г; ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г; Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения МБДОУ "Детский сад №32 г. Выборга" (далее – Учреждения), Уставом Учреждения. 1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды деятельности психологической службы, права, обязанности и ответственность сотрудников службы, а также документацию психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности ДОУ, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллектива и родителями (законными представителями) воспитанников. 1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагога-психолога Учреждения с участием (при необходимости) специалистов. 1.5. Деятельность педагогической службы Учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», настоящим Положением, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников Учреждения. 1.7. Основной целью деятельности психологической службы (педагога - психолога) в Учреждении является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. 1.8. В решении всех проблем психологическая служба Учреждения руководствуется интересами воспитанника и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”. 1.9. Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи психологической службы 2.1. Цель психологической службы Учреждения – обеспечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи психологической службы: • максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; • создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном образовательном учреждении; • изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер; • составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей; • содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка; • иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. 2.3. Психологическая служба Учреждения призвана содействовать: • созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; • повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; • повышению психологической компетентности педагогов Учреждения; • развитию Учреждения в целом. 3. Функции психологической службы 3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников Учреждения. 3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 3.5. Оказание помощи воспитанникам Учреждения, нуждающимся в особых программах и специальных формах организации деятельности. 3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы Учреждения. 3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 3.8. Обучение сотрудников Учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми. 3.9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников Учреждения и родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 4. Основные направления, виды деятельности психологической службы К основным направлением деятельности психологической службы Учреждения относятся: 4.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам Учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 4.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогического процесса потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 4.3. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогомпсихологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения только при наличии согласия родителей (законных представителей). 4.4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам воспитательно-образовательного процесса, воспитанникам Учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 4.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности вдетском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов ДОУ (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения). 4.6. Психологическая поддержка деятельности Учреждения: • анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность; • изучение личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного образовательного учреждения; • при необходимости кадровой перестановки в дошкольном образовательном учреждении (причиной может быть психонесовместимость); • разрешение конфликтов в Учреждении; • оказание помощи в построении системы управления Учреждения. 4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам Учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 4.8. Для родителей детей, получающих образование вне Учреждения (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Учреждение, или посещающих другие ОО района, помощь может быть оказана в рамках Консультационного центра. 5. Ответственность сотрудников психологической службы 5.1. Сотрудники психологической службы Учреждения несут персональную ответственность: • за достоверность результатов психологического диагностирования; • за адекватность диагностических и коррекционных методов; • за обоснованность выдаваемых рекомендаций; • за соблюдение настоящего Положения; • за грамотное ведение документации; • за сохранность протоколов и других документов психологической службы; • за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных. 5.2. Сотрудники психологической службы Учреждения несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы Учреждения. 6. Обязанности и права сотрудников психологической службы 6.1. Сотрудники психологической службы Учреждения обязаны: 6.1.1. В своей деятельности руководствоваться Программой психологической службы, Кодексом психолога, Уставом Учреждения, настоящим Положением. 6.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и семинаров, проводимых вышестоящими организациями. 6.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень. 6.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией Учреждения и руководством районной психологической службы. 6.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 6.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника учреждения. 6.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников учреждения. 6.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 6.1.9. Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов, администрацию учреждения о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 6.2. Сотрудники психологической службы Учреждения имеют право: 6.2.1. Принимать участие в педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д. 6.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников детского сада. 6.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 6.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы. 6.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 6.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д. 6.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 7. Документация психологической службы 7.1. Документация психологической службы включает: • Положение о психологической службе Учреждения; • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения; • календарные планы; • банк психодиагностических методик; • индивидуальные маршруты воспитанников; • результаты психологического обследования; • журнал регистрации индивидуальных консультаций; • журналы учета видов работ; • планы и программы проводимых занятий с воспитанниками (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая); • аналитико-статистический годовой отчет (по стандартизированной форме); • результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы обследования, заключения, сводные таблицы); • методические рекомендации для воспитателей детского сада; • рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников учреждения. • Журнал посещаемости воспитанниками занятий с педагогом-психологом.