Принято: На педагогическом совете МАДОУ д\с «Рябинушка» Протокол №_____ от «___»____2023 г. Утверждено: заведующая МАДОУ д\с «Рябинушка» Коробенкова О.В._____ Приказ №___от «___»___2023 г. Положение о работе кабинета логопеда муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения д\с «Рябинушка» 1. Общие положения 1.1. Положение о логопедическом кабинете (далее – Положение) разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 228» (далее – Учреждение). 1.2. Настоящее Положение направлено на реализацию Закона Российской Федерации «Об Образовании», Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 1.3. Логопедический кабинет создается для оказания коррекционной и практической помощи детям дошкольного (3-7 лет) возраста с нарушениями речи. 1.4. Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения. 1.5. Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционноразвивающей среды, задачами которого являются: - осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; - предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи; - развитие высших психических функций воспитанников. 1.6. Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией Учреждения. 2. Комплектование группы детей для занятий с логопедом 2.1. Комплектование группы детей для занятий с логопедом осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, находящихся в Учреждении. 2.2. Прием детей на логопедические занятия осуществляется на основании соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии для детей дошкольного возраста. 3. Организация деятельности логопедического кабинета 3.1. Организация коррекционного процесса обеспечивается: -своевременным обследованием детей; -рациональным составлением расписаний занятий; -планированием подгрупповой и индивидуальной работы; -оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями; -совместной работой учителя-логопеда с воспитателями, мед персоналом, специалистами Учреждения. 3.2. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда. 3.3. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. 3.4. Количество детей, посещающих логопедический кабинет в течение года, составляет не более 25 человек. 3.6. Учитель-логопед берёт на коррекционные и профилактические занятия детей в своё рабочее время, не зависимо от того, каким видом деятельности занимается группа, которую посещает ребёнок. 3.7. Первые три недели учебного года отводятся для полного комплектования группы детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году. 3.8. Циклограмма работы учителя-логопеда составлена в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. 4. Требования к логопедическому кабинету 4.1. Логопедический кабинет должен быть изолированным. 4.2. Освещенность кабинета соответствует уровню освещенности, при котором создается зрительный комфорт для воспитанников и педагога, а также гигиеническим и светотехническим нормам, т.е. 300 лх от светильников общего освещения. 4.3. С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, лечебно-восстановительной деятельности в кабинете прослеживаются 4 зоны: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки. 4.4. В логопедическом кабинете или в непосредственной близости должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима. 5. Оборудование логопедического кабинета Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность. 5.2. Оборудование предметно-пространственной развивающей среды: 1. Стол канцелярский для логопеда 2. Столы и стулья для детей 3. Шкаф и полки для наглядных пособий и специальной литературы 4. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 5. Настенный светильник 6. Магнитно-маркерная доска 7. Учебно-методические пособия 8. Дидактические материалы и пособия 9. Зеркала для индивидуальной работы (7 шт.) 10. Су-Джок массажёры по количеству детей 11. Различные массажеры для кистей и пальцев рук 12. Логопедические зонды, одноразовые деревянные шпатели 5.1. 13. Вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спиртовые салфетки 14. Спирт 5.3. Пособия, игры, наглядный и речевой материал расположены по следующим разделам: обследование речевого развития развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) развитие речевого дыхания и просодики развитие артикуляционного аппарата автоматизация звуков дифференциация звуков развитие лексико-грамматических категорий развитие связной речи развитие слоговой структуры слова развитие фонематического восприятия развитие слухового восприятия подготовка к обучению грамоте развитие мелкой моторики развитие графомоторных навыков профилактика дисграфии и дислексии оборудование для массажа кистей и пальцев рук. 6. Документация логопедического кабинета Документация по работе логопункта представлена: рекомендациями по оказанию логопедической помощи детям в д/с; руководством деятельностью учителя – логопеда д/с; работой учителя – логопеда с родителями воспитанников; результатами диагностики; списком детей, зачисленных на логопедические занятия; графиком работы учителя – логопеда; расписанием занятий; списками детей по сходству дефектов звукопроизношения; перспективным планом работы на учебный год; планированием индивидуальной работы по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. 7. Ответственность за кабинет 8.1. Учитель-логопед должен постоянно: - контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет; - выполнять санитарно-гигиенические нормы во время учебного процесса; - пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу кабинета. 8.2. Критерий оценки работы логопедического кабинета относится к компетенции администрации Учреждения. 8.3. Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно. 8. Инструкция по безопасности учителя-логопеда 8.1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране и жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. 8.2. Изучать и совершенствовать безопасные приёмы труда. 8.3. Добиваться скорейшего устранения недостатка в работе, вызывающих несчастные случаи. 8.4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила личной гигиены. 8.5. Перед началом работы необходимо: -тщательно вымыть руки; -подготовить для работы всё необходимое; -произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе или обработкой этиловым спиртом. 8.6. Во время работы необходимо: -выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей; -содержать логопедические зонды в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями; -пользоваться одноразовыми деревянными шпателями; -информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей; -вести необходимую документацию; -следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов; -лекарства, дезинфицирующие средства, спички – хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте; 8.7. Запрещается: -удлинять продолжительность занятий с детьми, сокращать перерывы между ними; -оставлять детей без присмотра.