26.02.2020
БЛОК 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС)
Чрезвычайно важно до исследования
непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику его зрительного
восприятия, в том числе и буквенного гнозиса. Подобная организация исследования
позволяет дифференцировать ошибки идентификации изображений, букв, а также их
отдельных частей от непосредственно трудностей мыслительных операций при работе
с использованием различного рода рисуночных и текстовых материалов. Практика
диагностической деятельности показывает, что все методики для выявления
особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5-4-летнего
возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям,
овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать
нормативный для каждого возраста словарный запас. При выявлении выраженных
нарушений зрительного гнозиса анализ результатов выполнения всех дальнейших
заданий, предлагаемых в Комплекте, проводится с обязательным учетом выявленных
особенностей.
Узнавание реалистических изображений (листы 8;
9)
Ребенку предъявляются реалистические изображения
бытовых предметов. В данном комплекте используются изображения, взятые из
классического альбома А. Р. Лурия без изменения их стиля и цветового
оформления. Практика исследования особенностей зрительного гнозиса показывает,
что использование предметов в дизайне 40-50-х годов, практически неизвестных
современных детям, дает возможность более качественного анализа особенностей
детского восприятия.
Ребенка просят назвать предъявляемые изображения
и отдельные части этих предметов (активный словарь).
Для исследования пассивного словаря просят
показать предмет, или его часть по названию.
Таким образом, тест используется как для
выявления особенностей зрительного восприятия, так и для определения объема
активного и пассивного словаря, в том числе и на материале малочастотных
слов (диск, трубка, цепь, педаль, спица, форзац, пряжка и
т.п.).
Анализируемые показатели:
— возможность узнавания предметов и соотнесения
устаревших изображений с современными;
·
отсутствие целостности
восприятия (фрагментарность восприятия);
·
когнитивная
стратегия узнавания;
·
объем необходимой
помощи.
Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10)
Ребенку предлагают узнать изображенный на листе
перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку,
с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет
обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо
расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток,
балалайка, расческа.
Анализируемые показатели:
·
возможность узнавания
перечеркнутых изображений;
·
возможность адекватного
выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);
·
стратегия направления
обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).
Узнавание наложенных изображений (фигуры
Поппельрейтора), лист 11
Ребенку предлагают узнать все изображения
наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов
свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры
Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка,
бутылка, миска, граненый стакан.
Анализируемые показатели:
·
доступность выполнения
задания;
·
наличие фрагментарности
восприятия;
·
возможность выделения
целостной фигуры;
·
наличие парагнозий;
— стратегия выделения изображений.
Узнавание недорисованных изображений (лист
12)
Ребенку предлагается узнать недорисованные
предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке
(слева направо): верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник,
сабля (меч), английская булавка. При этом учитывается вероятностный характер
узнавания.
Анализируемые показатели:
- сохранность зрительного образа объекта;
- возможность образного «дорисовывания»
изображения;
- характер ошибок восприятия в зависимости от
того, правая или левая часть изображения не дорисована;
- наличие фрагментарности восприятия;
- анализ ошибок узнавания с точки зрения
проекции.
Буквенный гнозис (лист l3)
Ребенку предлагается назвать различным образом
расположенные буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные
(зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обучаемости
ребенка оцениваются разные параметры выполнения.
Анализируемые показатели:
— узнавание букв в различных шрифтах;
— узнавание букв в зеркальном изображении;
— узнавание наложенных и перечеркнутых букв.
Примечание. Специалист, безусловно, должен учитывать уровень овладения
ребенком той или графемой.