26.02.2020
БЛОК 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО И
ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Предлагаемые задания данного блока состоят из
листов, содержащих бальные и невербальные задания. Общая стратегия проведения
исследования заключается в предъявлении; как правило, более сложных
(вербальных), а затем более простых (невербальных) заданий с целью оптимизации
исследования, а также исключения фактора дополнительного нежелательного
обучения. В связи с этим аналогичные листы заданий расположены по определенному
принципу: вначале — вербальные, а затем подобные задания, но невербальные
Практика диагностической деятельности авторов
показывает, что общая последовательность заданий данного блока является
наиболее удобной и адекватной для исследования характеристик речемыслительной
деятельности.
Некоторые вербально-логические задания блока
(парные аналогии, простые аналогии, выделение существенных признаков,
исключение понятий) могут быть использованы в групповой самостоятельной работе
детей. В этом случае инструкция предъявляется фронтально, а ребенок должен
подчеркнуть или обвести нужное слово (понятие) на соответствующем бланке.
Узнавание конфликтных изображений-нелепиц (листы
14-15)
Задание занимает промежуточное положение между
исследованием особенностей зрительного гнозиса и возможности критического
анализа предъявляемых «нелепых» изображений. Собственно понимание конфликтности
предъявляемых изображений возможно только при условии сохранности, целостности
зрительного восприятия.
Кроме того, это задание ориентировано на
выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной
сферы.
Возрастные особенности использования. Задание считается доступным детям с
3,5-4-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
·
возможность узнавания
конфликтных изображений;
·
понимание нелепости
изображенных объектов;
·
стратегия восприятия (направление
зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево);
·
стратегия анализа
изображения;
·
наличие и специфика
чувства юмора.
Подбор парных аналогий (лист 16)
Для выполнения задания необходимо провести
операцию установления логической связи и отношения между понятиями. Кроме того,
возможно обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в
невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также
рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного
выбора. Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным
примером, В данном Диагностическом комплекте подбор парных аналогий выстроен в
порядке усложнения заданий по мере увеличения номера задания.
Методика предъявляется детям со
сформированным.навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного
объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух.
Выделенные задания представляют собой вариант
наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант
обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
В случае выраженных трудностей актуализации
нужного слова предпочтительна работа с таким заданием (выполнение простых
аналогий, лист 17), где фактор трудностей актуализации минимален.
Возрастные особенности использования. Методика может использоваться с 7-летнего
возраста. Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов)
является условно нормативным для детей 10-11-ти лет.
Анализируемые показатели:
·
возможность удержания
инструкции и выполнения задания до конца;
·
доступность выполнения
заданий по аналогии;
·
стратегия выявления
ребенком логических связей и отношений между понятиями;
·
наличие трудностей
актуализации нужного слова;
·
оценка характера
обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.
Простые аналогии (лист 17)
Методика направлена на возможность установления
логических связей и отношений между понятиями. Отличием от предыдущей методики
является заданность слов для выбора одного по аналогии. В данном варианте
методики минимизирован фактор трудностей актуализации нужного слова. В данном
Диагностическом комплекте подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения
заданий — по мере увеличения номера задания.
Методика предъявляется детям со сформированным
навыком чтения (осмысленное чтение).
Примечание. Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено
ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного
объема слухоречевой памяти.
Выделенные задания представляют собой вариант
наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант
обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Ребенку предъявляется пара слов из левого
столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так
же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части
относится к своему верхнему (по аналогии).
Оценивается возможность выявления отношений
между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с
этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с
вербально-логическим материалом.
Возрастные и индивидуальные особенности
использования. Методика более
адекватна для работы с детьми с мнестическими трудностями, чем предыдущая и
может быть использована при работе с детьми 7-8-летнего возраста. Условно
нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12
заданий, с выявлением существенных связей) с 10-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
·
возможность удержания
инструкции и выполнения задания до конца;
·
доступность выполнения
заданий по аналогии;
·
возможность анализа
большого количества печатного (зрительного) материала;
— стратегия выявления ребенком логических связей
и отношений между понятиями;
— оценка характера обучаемости и объема
необходимой помощи со стороны взрослого.
Простые невербальные аналогии (листы
18-20)
С детьми, не владеющими навыками чтения или не
умеющими читать, возможность установления логических связей и отношений между
понятиями (предметами) осуществляется с помощью анализа выполнения простых
невербальных аналогий. При этом взрослый объясняет соотношение между предметами
в левой части первого задания.
Далее ребенку предлагается в соответствии с
соотношением изображений и левой части рисунка по аналогии
подобрать одно (единственно подходящее по аналогии с левой частью) изображение
из нижней правой части рисунка.
Затем предъявляется задание №2, совпадающее по
своей смысловой структуре с первым заданием.
На листе 20 аналогичные задания подаются в виде
абстрактных изображений, что более сложно.
Возрастные особенности использования. Методика используется для детей 4,5 -
6,5-летнего возраста. Выполнение заданий в полном объеме считается условно
нормативным для детей, начиная с 6-ти лет.
Анализируемые показатели:
- возможность удержания инструкции и выполнения
задания до конца;
- доступность выполнения заданий по аналогии;
- стратегия выявления ребенком логических связей
и отношений между понятиями;
- оценка характера обучаемости и объема
необходимой помощи со стороны взрослого.
Выделение двух существенных признаков (лист 21)
Выявляется способность выделения самых
существенных признаков предметов и явлений и отличия их от несущественных
(второстепенных). Методика позволяет также оценить последовательность
рассуждений ребенка.
Подбор заданий выстроен в порядке усложнения —
по мере увеличения номера задания.
Методика предъявляется детям со сформированным
навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой
памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух.
Выделенные задания представляют собой вариант
наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант
обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Ребенка просят выбрать только два слова из пяти,
расположенных ниже, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. то,
без чего данное понятие не существует.
Оценивается не только правильность выполнения,
но и умение самостоятельно выбирать решение, произвольно сохранять способ
анализа, отмечаются типичные ошибки, в т.ч. выбор большего или меньшего
количества слов и т.п.
Примечание. Задание считается частично выполненным, если
ребенок выделяет один из существенных признаков; полностью
выполненным, если правильно выделены оба существенных признака.
Возрастные особенности использования. Задания доступны и могут быть использованы с
7-7,5-летнего возраста. В полном объеме (13-15 правильно выполненных заданий)
условно нормативным является выполнение заданий к 10-11-ти годам.
Анализируемые показатели:
- характер деятельности (целенаправленность,
хаотичность и т.п.);
- доступность выполнения задания;
- характер ошибок при выделении признаков;
·
характер рассуждений
ребенка;
·
объем и характер
необходимой помощи со стороны взрослого.
Исключение понятий (лист 22)
Данная методика представлена в двух вариантах:
исключение «неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов [8]. Данные,
полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне
обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять
существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить
необходимые суждения.
Задания обоих вариантов выстроены по степени их
усложнения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения
(осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и
детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух.
Ребенку предлагают выделить одно «неподходящее»
понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того,
он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
Оценивается, может ли ребенок отвлечься от
второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных)
отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее
слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности
формирования процесса обобщения.
Анализируется уровень обобщающих операций, а
именно: объединение по конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному,
латентному признакам.
Возрастные и индивидуальные особенности
использования. Вариант
1 может быть использован, начиная с 5,5 лет; вариант 2 —
с 6-7-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
·
характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т.п.);
·
доступность выполнения
задания;
— характер ошибок при выделении признаков;
·
характер рассуждений
ребенка и уровень обобщающих операций;
·
объем и характер
необходимой помощи со стороны взрослого.
Исключение предметов (лист 23)
Задание аналогично предыдущему. Данные,
полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить об уровне
обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять
существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить
необходимые суждения на образном
Вместо групп слов ребенку предъявляются
изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим
словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».
Важным условием применения методики является
речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допустим ответ
одним словом с поясняющими жестами, если это дает специалисту возможность
понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей,
которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, применение
данного метода имеет ограниченный характер.
Так же, как и в предыдущем случае, возможна
категоризация уровня обобщения: объединение по конкретно-ситуативному, по
функциональному, истинно понятийному, латентному признакам.
Категоризация обобщающего признака, выделяемого
ребенком, дает возможность отнесения его понятийного развития к
соответствующему уровню.
Возрастные особенности использования
Можно использовать для детей, начиная с 4-4,5-летнего
возраста и до 7-8-ми лет.
Анализируемые показатели:
·
характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т. п.);
·
доступность выполнения
задания;
·
характер ошибок при
выделении признаков;
·
характер рассуждений
ребенка и уровень обобщающих операций;
·
объем и характер
необходимой помощи со стороны взрослого.
Методика для исследования уровня
сформированности понятийного мышления (листы 24; 25)
Методика является модификацией классической
методики формирования искусственных понятий, предложенной Л. С. Выготским-Сахаровым
в. 1930 году, и направлена на исследование уровня развития абстрактных
обобщений и их классификации, выявление возможностей объединения наглядно
представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких
ведущих признаков.
Модификация методики Выготского-Сахарова
разработана Н.Я. Семаго в 1985 году.
Данный вариант методики предлагает 25
реалистических изображений объемных фигур, отличающихся различными признаками
(цветом, формой, величиной, высотой). Фигуры расположены на 2-х листах (листы
24, 25), с правой стороны каждого из которых в случайном порядке расположены
изображения фигур, точно копирующих набор фигур из методики
Выготского-Сахарова. В левой части листа, вверху и внизу, расположены так
называемые фигуры-эталоны (по две на каждый лист).
Проведение обследования
1-ый этап. Специалист должен обратить внимание ребенка на
правую часть листа 24.
Инструкция. «Посмотри, здесь нарисованы фигурки.
Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку».
Внимание ребенка обращается на первую (верхнюю)
фигуру-эталон листа 24 (синий маленький плоский круг). Нижняя фигура-эталон в
этот момент должна быть закрыта от ребенка (ладонью экспериментатора, листком
бумаги и т.п.).
«Посмотри на эту фигурку. Поищи среди всех фигур
(обводит рукой всю правую часть листа с изображениями фигур) подходящие к этой
(показывает на фигуру-эталон). Покажи их пальцем».
Если ребенок не понял инструкцию, дается
разъяснение: «Надо выбрать из них такие, которые к ней подходят».
Инструкция должна быть адаптирована в
соответствии с возрастом ребенка.
Внимание! Экспериментатор не должен называть ни
один из признаков фигуры-эталона (то есть цвет, форму, величину, высоту) и на
первом этапе не обсуждает с ребенком причину выбора тех или иных изображений,
как подходящих к фигуре-эталону.
2-ой этап. Внимание ребенка обращается на вторую (нижнюю)
фигуру-эталон листа 24 (красный маленький высокий треугольник). Верхняя
фигура-эталон при этом должна быть закрыта от ребенка (ладонью
экспериментатора, листком бумаги и т.п.).
Инструкция: «А теперь подбери фигурки,
подходящие к этой; покажи пальцем, какие к ней подходят». На этом этапе также
не обсуждается стратегия выбора ребенка
3-ий этап. Перед ребенком помещается лист 25. Указывая на
верхнюю фигуру-эталон листа 25 (зеленый большой плоский квадрат),
экспериментатор повторяет инструкцию 2-го этапа, Точно так же нижняя
фигура-эталон листа 25 в этот момент должна быть закрыта от ребенка (ладонью
экспериментатора, листком бумаги и т.п.).
После показа ребенком «подходящих фигур» на этом
этапе экспериментатор может обсудить результат, спросить у ребенка, почему
показанные фигуры он считает подходящими к эталону. При этом, каков бы ни был
выбор ребенка на 1-ом, 2-ом или 3-м этапах, дается положительная оценка его
работы (например: «Молодец, умница! Все было хорошо»).
4-ый этап. Проводится лишь в том случае, когда необходимо
уточнить, какой же абстрактный признак является для ребенка ведущим
(обобщающим), то есть когда на предыдущих этапах не выявился какой-либо четко
очерченный ведущий признак, которым ребенок пользуется для операций обобщения.
В качестве фигуры-стимула используется белый маленький высокий шестиугольник.
Проведение 4-го этапа аналогично проведению
3-го, с той лишь разницей, что при этом от ребенка закрывается верхняя
фигура-эталон листа 25.
Анализ результатов
При анализе результатов в первую очередь
необходимо обращать внимание на отношение ребенка к заданию, понимание и
удержание инструкций и следование им.
Также необходимо оценить степень
заинтересованности ребенка в выполнении нового для него вида деятельности.
Далее анализируется соответствие актуального
(обобщающего) для ребенка признака нормативному возрастному. При анализе
результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление
специфических особенностей обобщающей функции, сколько установление
соответствия уровня актуального развития этой функции возрастным нормативам.
Следует особо отметить, что с помощью данной
модификации выявляется уровень именно актуального понятийного развития, то есть
определяется тот ведущий (обобщающий) признак, который характеризует уровень
актуального развития понятийного мышления и который, как показывает практика,
существенно может отличаться от «знаемого».
Возрастные нормативные показатели выполнения
Для каждого возрастного периода нормативным
является определенный признак, характеризующий уровень актуального развития
понятийного мышления ребенка.
Ниже приводятся основные, наиболее типичные
способы выбора абстрактного объекта в наглядно-образном плане в соответствии с
актуальным для данного возраста ведущим признаком:
·
в возрасте до 3-3,5 лет
дети, как правило, демонстрируют объединение по принципу цепного
комплекса, или коллекции (по Л. С. Выготскому), то
есть любой признак фигуры может стать смыслообразующим и поменяться при
следующем выборе;
·
в возрасте от 3,5 до 4-х
лет основным признаком для объединения является цвет;
·
от 4-4,5 до 5-5,5 лет
нормативным качественным показателем выбора ребенка является признак полной
формы, например: «квадратное», «треугольники», «круглое» и т.п.;
·
от 5-5,5 до 6-6,5 лет
основным признаком для объединения предметов являются уже не только чистые, или
полные, формы, но также полуформы (усеченные формы). Например, ко второму
эталону будут выбираться не только различные треугольники, но и трапеции всех
видов и, разумеется, цветов;
·
ближе к 7-ми годам
мышление ребенка становится более отвлеченным: к этому возрасту «отступают»
такие наглядные признаки, как цвет и форма, и ребенок способен уже к обобщению
по «менее заметным» для восприятия признакам, таким как высота, площадь фигуры
(величина ее). В этом возрасте он уже с самого начала в состоянии спросить
экспериментатора, по какому признаку надо выбирать фигуры.
Анализируемые показатели:
·
характер деятельности
ребенка;
·
характеристика ведущего
признака обобщения;
·
объем и характер
необходимой помощи со стороны взрослого.
Понимание переносного смысла метафор, пословиц и
поговорок (лист 26)
Методика применяется для исследования
особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания
ребенком скрытого смысла и подтекста. Как метафоры, так и пословицы и поговорки
представлены по степени усложнения понимания их переносного смысла в
соответствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей.
Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, смысл пословиц и поговорок.
Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к
отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная
трактовка метафор или пословиц.
Возрастные особенности использования. Понимание метафор можно исследовать не ранее
6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может
оцениваться с 8-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
·
характер деятельности
ребенка, доступность задания;
·
уровень трактовки
предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания
переносного смысла);
·
возможность принятия и
объем необходимой помощи со стороны взрослого;
·
критичность ребенка к
результатам своей деятельности.
Понимание прочитанного текста (листы 27-29)
Исследуются особенности понимания, осмысления,
запоминания стандартных текстов, а также особенности речи при их чтении. В
качестве предлагаемых текстов взяты стандартные тексты, используемые в нейро- и
патопсихологической диагностике [7; 9].
Приведенные рассказы могут служить неким
эталоном для подбора соответствующих образцов текстов, аналогичных по степени
сложности, наличию подтекста, другим характеристикам текстового материала.
Подобные текстовые материалы могут быть подобраны в возрастающей степени
сложности. Ребенку зачитывается четко и внятно текст (дети, владеющие навыками
чтения, читают сами) простого рассказа. После этого просят его пересказать
текст. Оцениваются возможность выделения основной мысли (самостоятельное
понимание смысла), принятие ребенком помощи (пересказ по наводящим вопросам), а
также понимание смысла рассказа (по наводящим вопросам). Кроме того,
оцениваются возможность построения ребенком развернутого высказывания, наличие
аграмматизмов и т.п., то есть характеристики связной речи ребенка.
Возрастные нормативы использования. Предлагаемые рассказы могут быть использованы
для работы с детьми 7-8-летнего возраста — в зависимости от сформированности
навыка чтения и возможности осмысления зачитываемого рассказа.
Анализируемые показатели:
- сформированность навыка чтения (темп,
интонированность и т.п.);
- наличие специфических ошибок чтения;
- осмысленность чтения;
- возможность смыслового краткого пересказа прочитанного
(понимание основной мысли или подтекста);
-объем необходимой помощи взрослого при
смысловом анализе текста.
Понимание сюжетной картины (лист 30)
Задание направлено на исследование возможности
осмысления изображения, оценку уровня сформированности речемыслительной
деятельности, особенностей зрительного восприятия, а также понимания подтекста
изображения. Рассмотрев картину, ребенок должен рассказать, что на ней
изображено и что происходит. Задача заключается в выделении существенных
деталей картины и определении ее основного содержания.
Оценивается возможность выделения основной мысли
сюжетной картины (самостоятельное понимание смысла), принятие ребенком помощи
(пересказ по наводящим вопросам). Кроме того, оценивается возможность
построения ребенком развернутого высказывания, наличие аграмматизмов в речевых
высказываниях, то есть характеристики связной речи ребенка, включая особенности
регуляции познавательной деятельности, устойчивость внимания и т.п. Особое
внимание должно быть уделено эмоциональным реакциям ребенка, в том числе
идентификационным характеристикам изображенных персонажей. Кроме того,
оценивается когнитивный стиль деятельности ребенка, возможность гештальтного
(целостного) восприятия изображения, наличие фрагментарности (как в описании
сюжета, так и в рассказе по картине).
Возрастные особенности использования. Данная сюжетная картина может быть
использована для работы с детьми с 6-7-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
- понимание смысла сюжетной картины;
- особенности когнитивного стиля деятельности;
- специфика зрительного восприятия (стратегия
зрительного восприятия);
- особенности лицевого гнозиса;
- умение построить самостоятельный связный
рассказ с выделением основной мысли.
Составление рассказа по последовательному ряду
картинок, объединенных единым сюжетом (лист 31)
Данная методика предназначена для оценки
возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных
единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках.
Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок [2] с последовательным
развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные
детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.
Оценивается понимание сюжетной линии, связность
и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного
сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.
Возрастные особенности использования. Данная последовательность картинок может
предъявляться детям, начиная с 4,5-5-ти лет (с 4,5-летнего возраста при
организующей помощи).
Анализируемые показатели:
- доступность задания, возможность установления
причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;
- особенности речевого развития (объем общей
самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных
слов в высказывании и т.п.);
- стратегия зрительного восприятия;
- общая стратегия деятельности;
- объем необходимой помощи взрослого при анализе
серии картинок.