26.02.2020
Большинство родителей задают вопрос:
«Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна
ли она вообще»? Ответ- несомненно, необходима, она позволяет оценить творческие
и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее
эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у
ребенка можно своевременно выявить разного рода
проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять
на процесс развития и существенно осложнить обучение.
При поступлении в детский сад, дети
обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и
предпочтений. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном
случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив,
начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт.
Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить:
особенности мышления и поведения, уровень кругозора и
психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т.
д.
На основе полученных данных психолог
может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии
диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При
выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ
устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только
те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды
или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как
например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их
устойчивость.
Большинство
педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному
плану, который включает в себя несколько этапов.
1. Скрининговое тестирование – проводится
среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей,
обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому
тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.
2. Углубленное
или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают
определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные
способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д.
Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования
подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду
особенностей или отклонений.
3. Динамическое тестирование – проводится
для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении
подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к
обучению.
4. Итоговое тестирование – заключающий
метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом
состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов:
наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое
значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.
Благодаря этому тестированию
педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии
дошкольника.
ЧТО ОЦЕНИВАЕТ
ПСИХОЛОГ
При общении с дошкольником, психолог
уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если
малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий
любого контакта - это свидетельствует о каких-то сложностях в его
развитии. Не менее важно и другое:
·
внешний
вид малыша (чистота одежды, тела и лица);
·
инициативность
в общении;
·
усидчивость
в процессе диалога;
·
интерес
к обсуждаемой теме;
·
общее
самочувствие дошкольника;
·
умения
и знания малыша с учетом его возрастной категории;
·
состояние
основных физических функций;
·
подвижность;
Если присутствуют какие-либо отклонения
педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия.
Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в
детском саду.
МЕТОДЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА
Когда проводится психологическая
диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и
учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3–4 ЛЕТ
Для оценки развития детей от трех до
четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода
тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют
ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в
баллах, которые после проведения исследования суммируются.
1. «Коробка форм» – для определения уровня
восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень
просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки
различной формы. Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези,
которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и
опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла. Если
примеривает фигурки к прорезям, то один.
2. «Матрешка из трех частей» – позволяет
определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает
матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и
расположить фигурки по размеру.
3. «Разрезные картинки» – для
оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной
координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на
несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.
4. «Цветные кубики» – визуальное и слуховое
восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу
показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и
он должен указать их на кубиках нужного оттенка.
После того как психологическая
диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не
набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога
ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или
интеллектуального развития.
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4–5 ЛЕТ
Психологическая диагностика в детском
саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов
тестирования.
1. «Покажи и назови» – дошкольнику задают
загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.
2. «Восемь предметов» – перед малышом
выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д.
Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После
этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.
3. «Лабиринт» – малышу показывают картинку
с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету
к другому.
4. «Найти такую же картинку» – перед
малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен
найти такую же.
5. «Найди домик» – выкладывают ячейки с
изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с
изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить
их по соответствующим ячейкам.
Подобные виды тестирования позволяют
определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5–6 ЛЕТ
К детям в этом возрасте требования
становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:
1. «Несуразица» – малышу показывают
картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы
сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено
неправильно.
2. «Времена года» – малышу предъявляют
картинки с изображением времен года, но в различной последовательности.
Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.
3. «Рыбка» – выкладывают разноцветные
треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен
угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок
вновь.
4. «Человек» – малышу дают чистый лист
бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру
человека, желательно с соблюдением всех пропорций.
5. «Что нарисовано» – малышу показывают
различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и
животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка
Желательно, чтобы при этом тестировании
малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является
подготовительным к школе.
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6–7 ЛЕТ
В этом возрасте малышу предстоит
подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития.
Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам,
которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще
серия заданий для определения его личностной готовности, например, для
определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса. Кроме
того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.