Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

27.02.2020

«Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок».

Леонардо да Винчи

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в социум.

Эта тема мне близка, так как я работаю педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, где совместно с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

На мой взгляд, высказывание Леонардо да Винчи особенно подходит к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ. В комплексном сопровожденииребёнка с ОВЗ педагог-психолог является одним из главных «сопровождающих», так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы.

Я работаю с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с детьми с задержкой психического развития, с детьми-инвалидами. Эти дети отличаются по своему развитию от обычных детей, у них нарушены все психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. У таких детей сопутствующими нарушениями являются различные соматические заболевания, нарушения общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.

Я считаю, что в высказывании Леонардо да Винчи скрыто несколько смыслов (проблем):

1. Обучение детей в школах: как бы ни был долог и труден путь обучения, плодом (результатом) является получение образования и успешность ребенка в дальнейшем.

2. Деятельность педагога: педагог должен иметь терпение, мудрость, профессионализм, чтобы дать детям возможность получить образование.

3. Работа с детьми с ОВЗ: именно терпение и старание педагогов и специалистов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ, их профессионализм, применение методов психологической и коррекционно-педагогической помощи, поддержки семьи такого ребёнка позволит принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребёнка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничение деятельности ребёнка в дальнейшем.

Я считаю, что сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ особенно актуально и необходимо, так как это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и его родителей, это система комплексной деятельности всех специалистов, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка.

Целью модели сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей. Модель направлена на всестороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей:

• коррекцию его психофизических недостатков;

• социализацию в окружающем среде;Хочу такой сайт

• подготовленность к школьному обучению.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

1. Бережный конфиденциальный сбор информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребёнка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга, так как эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, также индивидуальные проявления, особенности. Знание тех и иных особенностей необходимо для оптимальных форм сопровождения, оно показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.

2. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса (семинары, практикумы, беседы и др. формы).

3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

4. Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке программ для комплексного взаимодействия.

5. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребёнка (информирование, консультирование, просвещение).

7. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели.

8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.

Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в нашем детском саду. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, ребенком и его родителями). Я провожу коррекционную работу по развитию психических процессов через использование технологий. Игровая терапия развивает воображение, мышление и речь детей, вызывает положительные эмоции. Дидактические игры и пособия развивают у детей познавательный интерес, активность и расширяют кругозор. Песочная терапия снимает у детей тревожность, агрессию, позволяет им играть. Здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, релаксация, динамические паузы и физминутки) дают возможность снять мышечное напряжение детей, расслабиться для дальнейшего обучения. Коррекционно-развивающие технологии (тренинги, игровые проблемные ситуации, логические игры) направлены на коррекцию нарушений у детей.

Учитель-логопед развивает речь, устраняет нарушения речевого развития.

Воспитатели коррекционной группы развивают у детей мелкую моторику рук на занятиях по художественно – эстетическому направлению, а также через применение различных игр и упражнений на кружке «Графические фантазии».

Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.

И в заключение, если говорить об эффективности сопровождения, то в первую очередь показателем будет являться эмоциональное состояние и отношение детей с ОВЗ к посещению детского сада. У детей развиваются интегративные качества: соответствие нормам физического развития, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. И главное, система способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.

 
ЭССЕ.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».