27.02.2020
«Если запастись
терпением и проявить старание,
то посеянные
семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень
горек, да плод сладок».
Леонардо да
Винчи
Одной из актуальных проблем современной педагогической
практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,
осуществление психологического сопровождения
детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Психологическое сопровождение дошкольников с
ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику
профессиональной деятельности психолога,
направленный на воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе,
создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в
социум.
Эта тема мне близка, так как я работаю педагогом-психологом в детском саду комбинированного
вида, где совместно с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями
здоровья и инвалиды.
На мой взгляд, высказывание Леонардо да Винчи особенно
подходит к психолого-педагогическому сопровождению детей
с ОВЗ. В комплексном сопровожденииребёнка
с ОВЗ педагог-психолог является одним
из главных «сопровождающих»,
так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы.
Я работаю с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с детьми
с задержкой психического развития, с
детьми-инвалидами. Эти дети отличаются по своему развитию от обычных детей, у них нарушены все психические процессы: внимание, память, мышление,
восприятие, воображение, речь. У таких детей сопутствующими
нарушениями являются различные соматические заболевания, нарушения общей и
мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
Я считаю, что в высказывании Леонардо да Винчи скрыто
несколько смыслов (проблем):
1. Обучение детей в школах:
как бы ни был долог и труден путь обучения, плодом (результатом) является получение образования и
успешность ребенка в дальнейшем.
2. Деятельность педагога:
педагог должен иметь терпение, мудрость, профессионализм, чтобы дать детям
возможность получить образование.
3. Работа с детьми с ОВЗ: именно терпение
и старание педагогов и специалистов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ, их
профессионализм, применение методов психологической и
коррекционно-педагогической помощи, поддержки семьи такого ребёнка позволит
принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребёнка с
ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничение деятельности
ребёнка в дальнейшем.
Я считаю, что сопровождение ребёнка с ОВЗ в
условиях ДОУ особенно актуально и необходимо, так как это
не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и его родителей,
это система комплексной деятельности всех
специалистов, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка.
Целью модели сопровождения детей с ОВЗ в
условиях ДОУ является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей. Модель направлена на всестороннее развитие
ребёнка с учётом его возможностей:
• коррекцию его психофизических недостатков;
•
социализацию в окружающем среде;
•
подготовленность к школьному обучению.
Алгоритм системы комплексного
сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
1. Бережный конфиденциальный сбор информации о различных сторонах
жизни и динамики развития ребёнка. Для получения и анализа такого рода
информации используются методы педагогического и психологического мониторинга, так как эта форма
позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, также индивидуальные
проявления, особенности. Знание тех и иных особенностей необходимо для
оптимальных форм сопровождения,
оно показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.
2. Повышение компетентности всех участников
образовательного процесса (семинары, практикумы, беседы и
др. формы).
3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
4.
Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке программ для
комплексного взаимодействия.
5.
Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление
адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения
полноценного развития каждого ребёнка (информирование,
консультирование, просвещение).
7. Оценка эффективности совместной деятельности
участников сопровождения в рамках
разработанной модели.
8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.
Данная модель сопровождения детей с
ОВЗ эффективно применяется в нашем детском саду. Вся работа с детьми строится
на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
(педагогом-психологом,
учителем-логопедом, воспитателями, ребенком и его родителями). Я провожу
коррекционную работу по развитию психических процессов
через использование технологий. Игровая терапия развивает воображение, мышление
и речь детей, вызывает положительные
эмоции. Дидактические игры и пособия развивают у детей познавательный интерес, активность и
расширяют кругозор. Песочная терапия снимает у детей тревожность, агрессию, позволяет им играть.
Здоровьесберегающие технологии (психогимнастика,
релаксация, динамические паузы и физминутки) дают возможность снять мышечное
напряжение детей, расслабиться для
дальнейшего обучения. Коррекционно-развивающие технологии (тренинги, игровые проблемные ситуации, логические игры) направлены
на коррекцию нарушений у детей.
Учитель-логопед
развивает речь, устраняет нарушения речевого развития.
Воспитатели коррекционной группы развивают у детей мелкую моторику рук на занятиях по художественно
– эстетическому направлению, а также через применение различных игр и
упражнений на кружке «Графические фантазии».
Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном
взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.
И в заключение, если говорить об эффективности сопровождения, то в первую очередь показателем
будет являться эмоциональное состояние и отношение детей с ОВЗ к посещению детского сада.
У детей развиваются интегративные качества: соответствие нормам физического развития,
любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами
общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением,
владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов
детской деятельности. И главное, система способствует
полноценному развитию детей, их
социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.