Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ

15.11.2021

Особенности инклюзивного образования. 

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия обучения и воспитания в специализированных учреждениях: школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок, вне зависимости от состояния своего здоровья, имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общей образовательной среде ребёнок с нарушениями здоровья сможет усвоить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, получить определенный социальный опыт, расширить социальные контакты, в том числе и со сверстниками, не имеющими ограничения здоровья, то есть социализироваться в обществе. В этом и заключается идея инклюзивного образования, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. 

На сегодняшний день мы имеем 3 подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ):

1.Дифференцированное (создание коррекционных учреждений 8 видов) 

2.Интегрированное (создание коррекционных классов, групп о ОУ) 

3.Инклюзивное( образование детей с ОВЗ в обычном ОУ) Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)? Многие не понимают разницы в терминологии. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена. В чем же заключается особенность именно инклюзивного образования? Инклюзивное образование: 

· Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

· Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех; 

· Является динамичным процессом, который постоянно в развитии; 

· Признает, что все дети могут учиться. Это закреплено и законодательно: Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Ст.18 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013)"Об образовании в Российской Федерации" По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. «Образование для всех» Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них. 

Включающее образование базируется на восьми принципах:

 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 

2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге. 

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Три аспекта развития инклюзии:

1.Создание инклюзивной культуры Построение школьного сообщества Принятие инклюзивных ценностей. 

2.Разработка инклюзивной политики Развитие школы для всех Организация поддержки разнообразия.

3.Развитие инклюзивной практики. Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов. 

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Хочу такой сайт

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). 

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. 

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. 

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы . 

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. 

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками. 

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов. В идеале такая команда состоит из:

 * Педагога

* Психолога

* Логопеда

Дефектолога Тьютора Социального работника Врача-педиатра Специалистов по охране и гигиене труда Ассистента педагога (сопровождающего).

 Существующие барьеры: 

· Отсутствие гибких образовательных стандартов. 

· Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. 

· Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. 

· Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей. 

· Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.). 

· Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников. 

· Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми; 

· Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах; 

· Архитектурная недоступность школ, учреждений. 

Системный подход Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт). От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями. 

Очень важно понять: 

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс

Распоряжение Минпросвещения России от 28.01.2021 N Р-28 «О создании Федерального методического центра по инклюзивному образованию.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минтруда России от 12.04.2017 N 351н Об утверждении профессионального стандарта Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ от 9 ноября 2015 г. N 1309.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 N 1399 Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов.pdf (скачать) (посмотреть)
ПП РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-64109 О направлении методических рекомендаций.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 20 июля 2017 г.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 19 октября 2017 г.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 14.06.2014 №ВК-144007 «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 N ВК-242207 О сохранении сети отдельных организации, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 г №ВК-27007 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 11.01.2018 N ТС-3507 О направлении информации.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 11 июля 2018 г. N ТС-158107 «О режиме деятельности школ-интернатов».pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо от 10 февраля 2015 г. N ВК-26807 о Совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 01.12.2016 N ВК-275107 О направлении методических рекомендаций.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 - 2020 годы.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 N 07-3735 О направлении методических рекомендаций.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 N ВК-1507 О направлении методических рекомендаций (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Минздравом России 17.10.2019).pdf (скачать) (посмотреть)
Конвенция о правах инвалидов — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки РФ от 23.05.2016 г №ВК-107407 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».